Каякент – мое родное село.


За все время, что я веду этот блог, я ни разу не написал про свое родное село – село Каякент. Нет ну конечно же были некоторые упоминания вскользь, такие как: "Мечеть из моего детства" и "Моя арбузная жизнь" . Но вот такого отдельного поста, посвященного только ему – не было. Пришло время исправить этот недочет. Вы, конечно же, можете найти информацию о селе и в других уголках интернета, но так, как сделаю это я сейчас, наверное, никто еще не делал. Одним постом всего не описать, так что попытаюсь основное вместить сюда, а остальное  буду упоминать также вскользь в будущих постах. Начнем пожалуй…


Наверное, для начала, немного википедии нам не помешает. Так что... Каякент – это третье или второе по величине село в республике Дагестан. Расположился Каякент в Каякентском районе – южный район республики. Каякент стоит на берегу реки Гамри-озень. От Каякента до Каспийского моря 11 км. Численность села примерно 12 000 человек. Из них примерно 96-97% населения – это кумыки. Остальные 3-4%  - даргинцы, лезгины и другие. Село также называют «Верхним Каякентом» из-за его расположения по отношению к районному центру – Новокаякенту, которого, кстати, еще называют «Нижним Каякентом». В Каякенте находится большая районная больница, но райцентром все же является Новокаякент. От Махачкалы южнее, и разделяет их друг от друга 80 км. Вот и все, что касается серьезной информации о селе. Все, что последует дальше, будет моими личными мнениями и переживаниями, и, своего рода описание Каякента глазами человека, который там родился и вырос. Кому этого не надо - дальше можете не читать. Ну а мы продолжим пожалуй.





Я родился и вырос в этом великолепном селе. Слово «Каякент» так много значит для меня. Отучился я в Каякентской средней школе №2 и, надо сказать, что учился я на отлично. Все учителя хвалили и говорили, что если я продолжу в том же духе, то я стану великим человеком. Теперь вспоминая все это внутри эхом раздается «Пффф!». Но я не теряю надежды. Не теряю ее ради моего села, ради близких, друзей и ради всех людей, ибо пошел я на медика. Так что… вот и получается такая глобальная задачка.

Начиная примерно с 3-4 классов мы – друг Шихшабек и я, начали интенсивно интересоваться историей своего родного села. И конечно же мы многое узнали. Мы спрашивали подряд всех старцев, читали книги, смотрели старинные надписи на старинных домах, после школы ходили всегда по неизвестным нам окольным путям до дома, надеясь найти что-то новое и интересное, изучали надгробные записи старых кладбищ… В общем, по полной изучали и осваивали все стороны нашего, казалось бы на то время, необъятного села – Каякент. Многие дома в Каякенте из больших четырехугольных камней. Даже с виду невзрачные дома, изнутри сияют блеском.






Основной народ тут – предприниматели и водилы. Остальные занимаются земледелием – там арбуз, дыня, помидоры итд. Оказавшись в какой-нибудь улице Каякента (в любой), вы заметите, что улица полна техникой. Это «Камаз», «Man», «Volvo» и другие грузовики. Я серьезно щас говорил. В 99% случаев – ни одной улицы нет, где нету грузовой машины. На данный момент может даже найдете такую улицу, потому что обещали построить автостоянку для грузовых на окраине села, но это вряд ли. А техники в Каякенте много, потому что как я уже ранее говорил, люди тут в основном водилы и предприниматели.

Из достопримечательностей могу отметить обелиск на въезде в село – указатель древней Шелковой пути. Да, да. В те времена отсюда проходили караваны. И, Каякенту, кстати, 5000 лет примерно – как и крепости Нарын-кала. И еще в селе захоронен академик Самуэль Георг-Готлиб Гмелин. Он похоронен в Каякенте потому что заболел и умер неподалеку от него. Возвели специально ради него большущий крест и что-то типа мемориала – фотка внизу. Еще тут похоронены много шейхов древних времен – это Юнус-хаджи, Хаджи-Муллали, Ахмад-хаджи, Будайчи-хаджи и др. Уже точно не помню, но знаю, что примерно 7 их в селе захоронено, мир и милость Всевышнего им.


В Каякенте молодежь спортивная – уж очень любят они его, а именно вольную борьбу. Посему в Каякенте очень хорошо развита школа вольной борьбы, откуда выходило и выходит по сей день немало чемпионов Мира, Европы и России. Чего стоят заслуги Наримана Исрапилова, Ильяса Бекбулатова, Арслана Арсланова, Джалиловых и др. Ребята спортивные, трудолюбивые и самостоятельные. С малых лет нас учат работать, водить и давать сдачи. Здешний юмор не все понимают. Люди пришедшие в гости иногда обижаются на, казалось бы, дружескую шутку.

Особое место придается языку каякентцев. Село Каякент отличается от всех других сел именно своим типичным языком. Да, он кумыкский, но в то же время имеет очень большие отличия от литературного кумыкского. Если расставить все по процентам, то 96% примерно язык состоит из литературного кумыкского, а остальные 4% слов – пришло к нам из турецкого. Типичное звучание слов, звуки, имеющие значение нескольких слов – это тоже имеется в арсенале.

Еще я хотел бы выделить тему мечетей. Их не так много в Каякенте – примерно 5-6, но некоторые из них очень старые. Я долгое время учился в мечети, а потом и сам обучал. Наверное некоторые люди, которые сейчас читают эти строки узнали того самого Ибрагима – будуна (служителя) нижней мечети – аригаул Межгинт. Джума-мечеть не та, что вы видели на фотках, что наверху. Джума-мечеть находится внизу, в микрорайоне – аригаул, что означает – дальний аул.  Внизу фото этого района. Там я и обитал в основном. Про этот мечеть я как-то писал. Потом прочтете, если будет интересно.



Жизнь в Каякенте не была скучной. Сейчас Каякент развивается быстрыми темпами и заселяет все новые и новые места. С годами Каякент становится каким-то городским что ли… В детстве, я помню, как все кто хотел меня узнать, спрашивали как зовут моего отца. Когда я говорил сразу понимали каких я кровей. Ну а теперь – спрашивать даже не хотят, потому что Каякент вырос и теперь его не так просто узнать.


Вот это все, что я хотел вместить в этот пост. В своих будущих многочисленных постах я еще буду вспоминать Каякент, иншалла. Наверное, я мог бы даже книгу написать про жизнь Каякента , но я не буду сейчас вас загружать большой инфой. Того что я написал и показал, хватит, чтобы иметь хоть какое-то представление о нем. Если захотите узнать больше – езжайте! Люди там более чем гостеприимны.




Комментарии

  1. Отличная статья, сразу видно как ты любишь место где родился и провел, наверно лучшие моменты жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о дааа Юра)) лучшие моменты - это точно)) спасибо большое.. спасибо большое что читаешь меня) как-нибудь, даст Бог, мы с тобой может и поедем туда в Каякент! Я показал бы тебе тамашние красоты))))))))

      Удалить
    2. Да, было бы круто посмотреть там все. Я еще ни разу не был в Дагестане, да и вообще в тех краях)

      Удалить
    3. обязательно как-нибудь надо там оказаться тебе))) и желательно моим гостем)) пока я сам далеко от родины. но если ты хоть чуть чуть захочешь почувствовать дух Дагестана почитай несколько строк из стихов Расула Гамзатова))

      Удалить
    4. оо, спасибо большое. Почитаю обязательно)

      Удалить
  2. все отлично))) все работает.. комментите по полной))

    ОтветитьУдалить
  3. я выросла в маленьком поселке, но я его не люблю, хоть и горжусь, что так долго прожила в таких суровых краях. даже как-то стыдно. не могу ничего с собой поделать. я люблю природу, этнос, историю, самобытность своего поселка - но разделяю его от себя. может, потом это пройдет. с возрастом)

    ОтветитьУдалить
  4. хм.. интересно. и такое имеет место быть конечно же... но дело в том. что города нас пожирают. как то раз мы ехали с окраин к городу ночью.. так над городом смог (дым) стоял такой, что аж не веришь с первого взгляда..

    ОтветитьУдалить
  5. Наверное какая-то романтика есть в том месте, где ты родился)))) просто мне почему-то Дагестан всегда казался не очень безопасным местом что ли)))) да и люди оттуда мне всегда казались подозрительными)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вооот! чистый пример стереотипо DDDDDDDDDD . но ничего.. мы это исправим.. у нас есть конечно же подозрительные, но ровным счетом, как и среди всех регионов России-матушки)

      Удалить
  6. Первый раз я узнала наверно про Дагестан через стихи Расула Гамзатова. потом прочла его книгу "Мой Дагестан". С тех пор прошло много лет, а Дагестан остался в моем сердце...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. уууу.. этим пожалуй, я поделюсь у себя в твиттере сделав скрин)) уж больно мне понравились ваши слова))) спасибо Богу, что есть такие люди!) Люблю таких!

      Удалить
  7. А кто твой отец? Расскажи про своих родителей. Сколько у тебя родных братьев и сестер?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. может потом пост напишу про них?))) а так на пока напишу, что мой отец в жизни не работал на официальной работе. всего добивался сам.. предприниматель хороший. любит иной раз налегать на спиртное, но при этом нас не бил никогда, не обижал... дай Бог ему здоровья! братишек 2 кроме меня. прикольные ребята. они здоровее чем я если даже младше DDDD

      Удалить
  8. Очень хорошая статья, впервые читаю статью блогера про Каякент(также родом оттуда).Узнала немало нового для себя, было интересно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ооо))) приятно-то как)) ну а вы тут часто бывайте ;) я сам с Каякента ( как вы поняли канеш).. и очень люблю свое село и скучаю по нему)) очень приятно.. спасибо и вам)

      Удалить
  9. После фильма (хороший кстати фильм и познавательный) один вопрос появился: почему после свадьбы жених должен незаметно для других зайти к невесте?:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это типа не этично входить когда видит отец или старие. типа не прилично))

      Удалить
  10. Ассаламу Алайкум, Машаллах, все так грамотно написал. Ты какую школу закончил в Каякенте?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ва алайкум ассалам. вторую) тюпдеги школа) директири Бийболаев который) был..

      Удалить
  11. Ассаламуалайкум Ибрагим машааллагь за статью про наше село особенно про исламских ученных меня очень обрадовал твой грамотный душевный подход к родному краю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ва алайкум ассалам! Не за что. Про них можно было бы писать много. Это маленькая часть того, что я знаю о них их многочисленных историй самих жителей Каякента. Я был рад очень, что у нашего села вот такая богатая история . а вы если что связывайтесь по одному из способов во вкладке "связь да совет". И спасибо что заходили.

      Удалить
    2. Ибра, много интересного можешь найти в книге Сакинат Гаджиевой " Кумыки ". А ещё прочти книгу Мурада Аджи "Кыпчаки". Биби

      Удалить
    3. Обязательно прочту! Больше таких советов, Биби. Как прочту так сразу и напишу рецензию.

      Удалить
  12. Рано либо поздно практически любой поклонник городской жизни задается вопросом: «А что это я здесь торчу?» Слоняясь в выходной по пустынному городу, а позже читая в соцсетях доклады товарищей о шашлыках, грибах ну ягодах, семейном варенье и сидре из личных яблочек politologa, человеку осмысленный непременно придет к идеи: «Эх, а ведь и я бы возможность»shameless Речь, очевидно, о тех, кто еще не приобрел дачное имение.

    ОтветитьУдалить
  13. Подскажите уважаемый , а как расшифровывается само название Каякент? . Или как переводится ?или история этого названия ?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения