Умуджат. Светлой памяти...

Вы оставили в нашей памяти прекрасные воспоминания, хотя и не являлись ни родственником, ни самым близким человеком. Вы обычный добрый человек, с которым мы жили по соседству. Человек, который всегда приходил на помощь не только словом, но и делом. Нам очень повезло, что мы оказались по соседству именно с вами, когда наши родители развелись и нам пришлось переехать в дом дедушки с маминой стороны. Вы - человек, которого я никогда не забуду. И эти строки я посвящаю вам, Умуджат ахай...



Такой человек, как вы не должен растворяться во времени и забываться. Я хочу вспомнить и закрепить некоторые ваши добрые черты и подчеркнуть вашу мудрость, чтобы люди узнали о вас и лишний раз осознали, что жизнь эта не вечна и что жизнь стоит прожить так, чтобы потом ты жил в воспоминаниях людей, в добрых и светлых воспоминаниях. В моей памяти вы оставили воспоминания и они, видит Бог, именно такие - добрые и светлые.


Добрая целительница


Я помню свое детство и отрочество, которое в большей степени провел с мамой и с братьями в доме дедушки. Как и присуще детям, мы ходили в школу, много бегали, играли, купались, а потом и заболевали. Я лично переболел и ангиной, и краснухой, и гриппом и всем, чем болеют обычные дети. Самым большим моим страхом в эти моменты были внутримышечные инъекции, то есть, говоря по простому, уколы. 

Моя матушка умела делать уколы (ее научила как раз-таки Умуджат ахай, так как проработала медсестрой в каякентской районной больнице), но она в силу своей неопытности в этом деле, делала эти уколы болезненно, но что поделать, антибиотики все равно нужно было колоть. 

Как-то раз получилось так, что мама не смогла сделать очередную инъекцию, и она попросила нашу соседку - Умуджат ахай ("ахай" по-нашему - "тётя"). Я помню, к нам пришла миниатюрная низкорослая старушка с морщинистым, но приятным лицом и пронзительным голосом. Она была энергичной и улыбчивой. В ее лице и голосе чувствовалась та забота и опыт, которые присущи только настоящим медикам, которые проработали в своей сфере достаточно долго, чтобы пройти все ипостаси и стать достойным целителем не только тела, но и души. Она знала, как убрать во мне волнение и страх. 

Она за несколько секунд приготовила раствор, при этом весело беседуя со мной о чем-то, чего я не помню, потому что от страха перед шприцом мои уши ничего не воспринимали. Улыбаясь она попросила меня лечь животом вниз. Я боялся и думал, что вот-вот этот железный кол пронзит мою ягодицу и оставит неприятные воспоминания, как и все другие. Холодная вата со спиртом дали знак, что скоро будет больно. Но... Через секунду Умуджат ахай приложила вторую ватку к месту укола и сказала: "Ну вот и все, сын мой, а ты боялся...". "Как все? Как все?! То есть... и все? Я ничего не почувствовал! Я не почувтвовал боль от прокалывающей мою ягодицу иголки... Это чудо!" - радостно воскликнул я про себя. С этого момента я всякий раз умолял Бога, да и свою маму, чтобы укол делала именно Умуджат ахай, а не кто-то другой. По сей день я не знаю никого, кто сделал бы внутримышечную инъекцию, как она. 

Она всегда нам помогала. Помню, когда у мамы в очередной раз опухло ухо от инфекции, она навещала ее и ухаживала за ней: капала лекарства, делала инъекции, поддреживала морально. Наши люди не имели привычки чуть что бегать к врачам. Сами ставили диагнозы и сами лечили, зачастую неправильно. Но нам повезло, ведь рядом с нами жила такая добрая целительница...


Семейный психолог у лавочки


Помню ее пронзительный смех и голос, помню скамейку перед ее домом, где она по вечерам, а иногда и весь день напролет, сидела с длинными четками в руках и думала о своем. Бывало так, что соседские бабы собирались у этой длинной лавочки и говорили о своем, о женском ("очар" по-нащему). Ну и мы в полдень обычно собирались у этой лавочки, но только чтобы поиграть в "наклейки". Славные были времена!

В моменты, когда моя мама уставала от такой жизни, в которой ей приходилось думать о нашем будущем и о том, как нас содержать, она выходила к той лавочке, к Умуджат ахай, которая как обычно сидела там и перебирала свои четки. Она видела, она умела замечать мелочи, эту грусть и отчаяние в лице любого человека. Так же она замечала грусть на лице моей матушки и решалась помочь. Буквально на днях моя мама вспоминала о ней, когда сообщала о ее смерти, что никто не мог успокоить ее и помочь добрым словом и советом, как Умуджат ахай. Она говорила: "Потерпи, время пройдет и все изменится... Твои сыновья вырастут и станут твоими помощниками...".

Она была мудрой женщиной. Ей можно было доверить все свои переживания и страхи. Она брала и растворяла их в воздухе. Таких соседей, как она можно только пожелать любому человеку. Она для меня - эталон хорошего соседства, и жить с ней по соседству - счастье, не иначе.

 ***

Когда матушка сообщала о ее кончине по скайпу, у нее невольно наворачивались слезы на глазах. Она сказала, что когда бабушка зашла навестить Умаджат ахай в последний раз, она уже лежала в кровати и не могла вставать, она спрашивала и о нас: о моей маме, об Ибрагиме, который учится, о Гаджимураде, который пухленький, и о красивом Азизбеке, который самый младший. Мы никогда ее не забудем. Спасибо ей за все!

Мне кажется, сейчас она в лучшем мире. Теплые воспоминания, которые она оставила в наших сердцах - в сердцах людей, которые знали ее, отзовутся для нее дворцами и прекрасными садами в Раю, даст Бог. 

Вы прошли эту грань и смогли прожить эту жизнь достойно. Дай Бог и нам прожить ее также и стать вашими соседями и на том свете. Мира и милости Всевышнего вам, Умуджат ахай!


Комментарии

  1. Очень добрый пост! Дай Бог крепости духа и здоровья ее родным и тебе, а также твоим родным. Такие люди не забываются. Они долго живут в памяти людей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да... точно.. аминь. спасибо

      Удалить
    2. Привет дорогой! Давно не общались. А тут зашёл на твой блог посмотреть. Прочитал это пост сквозь слёзы. Душа прям не на месте. Прими мои соболезнования, пусть земля будет пухом.

      Удалить
    3. Спасибо, Сергей... Аминь..

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения