Умуджат. Светлой памяти...
Вы оставили в нашей памяти прекрасные воспоминания, хотя и не являлись ни родственником, ни самым близким человеком. Вы обычный добрый человек, с которым мы жили по соседству. Человек, который всегда приходил на помощь не только словом, но и делом. Нам очень повезло, что мы оказались по соседству именно с вами, когда наши родители развелись и нам пришлось переехать в дом дедушки с маминой стороны. Вы - человек, которого я никогда не забуду. И эти строки я посвящаю вам, Умуджат ахай...
Такой человек, как вы не должен растворяться во времени и забываться. Я хочу вспомнить и закрепить некоторые ваши добрые черты и подчеркнуть вашу мудрость, чтобы люди узнали о вас и лишний раз осознали, что жизнь эта не вечна и что жизнь стоит прожить так, чтобы потом ты жил в воспоминаниях людей, в добрых и светлых воспоминаниях. В моей памяти вы оставили воспоминания и они, видит Бог, именно такие - добрые и светлые.
Добрая целительница
Я помню свое детство и отрочество, которое в большей степени провел с мамой и с братьями в доме дедушки. Как и присуще детям, мы ходили в школу, много бегали, играли, купались, а потом и заболевали. Я лично переболел и ангиной, и краснухой, и гриппом и всем, чем болеют обычные дети. Самым большим моим страхом в эти моменты были внутримышечные инъекции, то есть, говоря по простому, уколы.
Моя матушка умела делать уколы (ее научила как раз-таки Умуджат ахай, так как проработала медсестрой в каякентской районной больнице), но она в силу своей неопытности в этом деле, делала эти уколы болезненно, но что поделать, антибиотики все равно нужно было колоть.
Как-то раз получилось так, что мама не смогла сделать очередную инъекцию, и она попросила нашу соседку - Умуджат ахай ("ахай" по-нашему - "тётя"). Я помню, к нам пришла миниатюрная низкорослая старушка с морщинистым, но приятным лицом и пронзительным голосом. Она была энергичной и улыбчивой. В ее лице и голосе чувствовалась та забота и опыт, которые присущи только настоящим медикам, которые проработали в своей сфере достаточно долго, чтобы пройти все ипостаси и стать достойным целителем не только тела, но и души. Она знала, как убрать во мне волнение и страх.
Она за несколько секунд приготовила раствор, при этом весело беседуя со мной о чем-то, чего я не помню, потому что от страха перед шприцом мои уши ничего не воспринимали. Улыбаясь она попросила меня лечь животом вниз. Я боялся и думал, что вот-вот этот железный кол пронзит мою ягодицу и оставит неприятные воспоминания, как и все другие. Холодная вата со спиртом дали знак, что скоро будет больно. Но... Через секунду Умуджат ахай приложила вторую ватку к месту укола и сказала: "Ну вот и все, сын мой, а ты боялся...". "Как все? Как все?! То есть... и все? Я ничего не почувствовал! Я не почувтвовал боль от прокалывающей мою ягодицу иголки... Это чудо!" - радостно воскликнул я про себя. С этого момента я всякий раз умолял Бога, да и свою маму, чтобы укол делала именно Умуджат ахай, а не кто-то другой. По сей день я не знаю никого, кто сделал бы внутримышечную инъекцию, как она.
Она всегда нам помогала. Помню, когда у мамы в очередной раз опухло ухо от инфекции, она навещала ее и ухаживала за ней: капала лекарства, делала инъекции, поддреживала морально. Наши люди не имели привычки чуть что бегать к врачам. Сами ставили диагнозы и сами лечили, зачастую неправильно. Но нам повезло, ведь рядом с нами жила такая добрая целительница...
Семейный психолог у лавочки
Помню ее пронзительный смех и голос, помню скамейку перед ее домом, где она по вечерам, а иногда и весь день напролет, сидела с длинными четками в руках и думала о своем. Бывало так, что соседские бабы собирались у этой длинной лавочки и говорили о своем, о женском ("очар" по-нащему). Ну и мы в полдень обычно собирались у этой лавочки, но только чтобы поиграть в "наклейки". Славные были времена!
В моменты, когда моя мама уставала от такой жизни, в которой ей приходилось думать о нашем будущем и о том, как нас содержать, она выходила к той лавочке, к Умуджат ахай, которая как обычно сидела там и перебирала свои четки. Она видела, она умела замечать мелочи, эту грусть и отчаяние в лице любого человека. Так же она замечала грусть на лице моей матушки и решалась помочь. Буквально на днях моя мама вспоминала о ней, когда сообщала о ее смерти, что никто не мог успокоить ее и помочь добрым словом и советом, как Умуджат ахай. Она говорила: "Потерпи, время пройдет и все изменится... Твои сыновья вырастут и станут твоими помощниками...".
Она была мудрой женщиной. Ей можно было доверить все свои переживания и страхи. Она брала и растворяла их в воздухе. Таких соседей, как она можно только пожелать любому человеку. Она для меня - эталон хорошего соседства, и жить с ней по соседству - счастье, не иначе.
***
Когда матушка сообщала о ее кончине по скайпу, у нее невольно наворачивались слезы на глазах. Она сказала, что когда бабушка зашла навестить Умаджат ахай в последний раз, она уже лежала в кровати и не могла вставать, она спрашивала и о нас: о моей маме, об Ибрагиме, который учится, о Гаджимураде, который пухленький, и о красивом Азизбеке, который самый младший. Мы никогда ее не забудем. Спасибо ей за все!
Мне кажется, сейчас она в лучшем мире. Теплые воспоминания, которые она оставила в наших сердцах - в сердцах людей, которые знали ее, отзовутся для нее дворцами и прекрасными садами в Раю, даст Бог.
Вы прошли эту грань и смогли прожить эту жизнь достойно. Дай Бог и нам прожить ее также и стать вашими соседями и на том свете. Мира и милости Всевышнего вам, Умуджат ахай!
Очень добрый пост! Дай Бог крепости духа и здоровья ее родным и тебе, а также твоим родным. Такие люди не забываются. Они долго живут в памяти людей!
ОтветитьУдалитьда... точно.. аминь. спасибо
УдалитьПривет дорогой! Давно не общались. А тут зашёл на твой блог посмотреть. Прочитал это пост сквозь слёзы. Душа прям не на месте. Прими мои соболезнования, пусть земля будет пухом.
УдалитьСпасибо, Сергей... Аминь..
Удалить