Наставления нашего физика, или о том, каким должен быть специалист.

Было последнее занятие по физике. Сказать, что мы не волновались - это значит ничего не сказать, Мы пришли, сели на свои места и ждали пока придет наш преподаватель по физике - Бертель Иван Михайлович. Сказать, что он человек плохой я ни разу не могу. Строгий -да, требовательный - да, но вот, что человек плохой - нет. Сейчас все поймете.

Так как было последнее занятие и у нас должны были уже стоять зачеты - мы беспокоились и думали какая же участь нас ждет, как же с нами обойдется наш старый преподаватель... Ведь мы понимали, что всякий раз расстраивали Ивана Михайловича. Каждый раз придя не готовым, лично я, чувствовал себя самым последним человеком во всем белом свете.

А все потому, что он мог вот вызвать и конкретно наказать нас, наказать в плане того, что он шутками доводил до изнеможения, ну конечно это делалось в случае, если ты не готов к уроку. Чего стоит одна его шутка про гусей. Например, если мы не знали в каких мерах измеряется та или иная величина, он нам подсказывал: "В чем? В гу-у-ся-я-я-ях, да Ибрагим Пайзутдинович?". (И да, это мое отчество. Наверное в первый раз упомянул свое отчество в блоге). Ну а мы что?  Мы стояли просто, как вкопанные и ничего с этим поделать не могли.

Ну, в общем человек он строгий, но добродушный. А понял я это так.
Пришел он значит в класс и после того, как мы закончили считать и объявлять свои средние баллы, мы поняли - дела наши плохи. По его лицу мы поняли, что он огорчен нами. Он велел собрать зачетки, отдать ему и выйти, пока он заполняет зачетки, в коридор. Через несколько минут он нас позвал, и усадил. Нам раздали зачетки. Мы осторожно открыли зачетки и поняли - зачтено у всех до исключения. Даже у тех, у кого средний бал был очень и очень низкий.

Продержав некоторую паузу он спросил: "Ну что мои дорогие, говорите, какие у вас есть замечания? Говорите и даже не стесняйтесь, слово даю, никому не скажу, останется между нами... Скажите, что я неправильно делал в ходе обучения, может обидел кого, может просто кто-то хочет высказаться? В общем я слушаю вас, слушаю ваши замечания и слушаю их внимательно!".

В удивлении мы посмотрели на друг друга. Он еще раз повторил свой вопрос. Ничего уразумительного придумать мы не смогли. Какие замечания могут быть вообще, если зачет стоит у всех? После некоторой тишины, он сам начал говорить, то есть, если быть точным, он начал наставлять.

Он сказал нам о том, что если мы придем к пациенту, то там не будет никакого Ивана Михайловича, который будет подсказывать как писать что делать итд. Там будем мы и пациент, и все, больше никого. Он сказал, что иной раз специально нас направлял не тем путем, дабы мы сами додумались, что писать нужно не вот так, а вот так. Хотел в общем, чтобы у нас у самих была хоть какая-то база.
И еще он сказал, что нужно равняться на лучших, а не завидовать их успеху. Нужно спрашивать и не стесняться, нужно стараться и расти в интеллектуальном плане. Привел в пример на кого можно ровняться в университете, на кого смотреть и стараться стать такими же как они. Себя он в пример не привел, а жаль. Жаль потому, что он достоин того.

Мне больше запомнился его пример с Болтромеюком - нашим химиком - заведующий кафедрой биоорганической химии. Иван Михайлович сказал, что он остался без жены в свое время, и у него на руках остались три дитяти. Маленькому было вовсе где-то восемь месяцев и те другие в школу ходили тоже. И он успевал. Успевал с работой, (то бишь стал заведующим), да и с за семьей смотрел, растил детей. Иван Михайлович сказал, что бы мы постарались стать таким, как Болтромеюк Виктор васильевич.  Я его видел, он очень хороший человек. Все правильно сказал наш физик. И этот пример мне больше всего понравился и я запомню его на всю оставшуюся жизнь иншалла.

В общем наставил Иван Михайлович нас по полной. Ну а потом в конце еще раз спросил свой первый вопрос. После 30 секундного молчания я сказал: "Иван Михайлович никаких претензий быть не может. Хочется просто сказать вам спасибо..." Но он меня перебил, не дал продолжить свою мысль, и сказал что спасибо говорить не чему, но в глубине-то души он знал, что есть чему.

И все же... Напоследок, хочется сказать ему, уже тут в своем блоге, БОЛЬШОЕ СПАСИБО от всей души. Пусть дни Ивана Михайловича продлятся, и пусть таких учеников, как мы ( ну если не как мы, то получше), он воспитает не одно поколение! И пусть "из под его рук" выйдут самые достойные люди!

Спасибо всем вам, хорошие и мудрые учителя!

Комментарии

Популярные сообщения